В 1916 году на окраине Замоскворечья на базе механического завода Шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» было организовано акционерное общество «Шарикоподшипник СКФ», с которого началось производство подшипников в России, началась история Второго государственного подшипникового завода. В 1917 году завод на Шаболовке был национализирован.
Период становления и развития первого завода по производству подшипников имеет свои особенности. Преодолевались трудности отсутствия подготовленных кадров, опыта точного производства, отечественной сырьевой и технической базы.
Будучи продолжительное время единственным производителем подшипников в стране (до создания и пуска ГПЗ-1 в 1932 году), коллектив завода старался по мере развития народного хозяйства удовлетворить его первоочередные потребности.
На подшипниках ГПЗ-2 были смонтированы звезды Московского Кремля, ими комплектовались эскалаторы первой очереди Московского метрополитена, первые прокатные станы, буровые машины, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины. Так складывалась отличительная особенность производства ГПЗ-2 как завода многономенклатурного, в значительной мере мелкосерийного. Завод стал школой подготовки кадров, производственного и технического опыта будущей подшипниковой отрасли в стране.
В годы первых пятилеток завод наращивал мощности, успешно выполнял возложенные на него задачи.
Особую трудовую доблесть и мужество проявил коллектив в тяжелые военные годы. За успешное выполнение заданий правительства по производству подшипников и заказов для фронта (гильзы для «катюш», детали автоматов, кожуха гранат). 23 января 1943 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. За годы войны заводу 16 раз вручалось переходящее Красное Знамя победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании, которое 11 мая 1946 года было передано заводу на вечное хранение.
В послевоенные годы завод успешно развивался вместе с другими подшипниковыми заводами, специализируясь на выпуске шариковых подшипников: радиальных, радиально-сферических, радиально-упорных и упорных, постоянно совершенствуя организацию и материально-техническую базу производства. В течение многих лет техническое развитие завода в значительной степени определялось общими тенденциями развития отечественного подшипникового производства. Профессиональный опыт и традиции коллектива способствовали активному внедрению технических достижений в производство.
ГПЗ-2 был пионером во внедрении термической обработки в защитной атмосфере и технологии малодеформационной закалки, впервые в отечественной практике внедрил вакуумную закалку при термической обработке колец из стали 95Х18-Ш и прецизионного штампового инструмента из стали типа Х12М. На заводе прошла апробация с последующим внедрением в отрасль новых методов и способов выплавки.
ГПЗ-2 впервые в отечественном машиностроении внедрил прецизионную штамповку колец упорных подшипников на прессах тройного действия и обучил этому методу многих специалистов различных отраслей народного хозяйства. Внедрение этого метода способствовало освоению выпуска полосовой подшипниковой стали на предприятиях металлургической промышленности (ранее не производилась).
ГПЗ-2 дал путевку в жизнь контрольным системам «Авико», отечественным и зарубежным шлифовальным станкам на жестких опорах. Завод имел большой опыт в производстве упорных подшипников, впервые в СССР освоил выпуск сверхточных упорных подшипников для станкостроения и полностью обеспечил потребность промышленности в этой группе подшипников.
Накопленный технический и интеллектуальный потенциал позволял заводу обеспечивать качественными подшипниками важнейшие отрасли машиностроения, в том числе авиационные, ракетно-космические предприятия. Завод принимал участие в поставке специальных подшипников для космических комплексов ( «Буран», «Луноход» и др.).
В 90-е годы общее падение производства в стране негативно сказалось на объёмах выпуска подшипников. Однако, и в трудные годы экономических реформ коллектив завода выстоял, сберег основной костяк специалистов, сохранил производственные мощности, осуществлял освоение новых типов подшипников и их модернизацию. В 1993 году предприятие успешно акционировалось. Ныне ГПЗ-2 -открытое акционерное общество (ОАО «ГПЗ-2»).
С 1998 года начался этап наращивания производства. Так объём выпуска подшипников за последние три года вырос на 40 %. Коллектив завода сумел перестроить работу в условиях рыночной экономики. В последние годы осуществлено изменение структуры выпускаемой продукции, освоены новые типы подшипников, вырос объём выпуска подшипников повышенного спроса, главным образом, для автомобильной техники, проведены изменения системы сбыта. Наряду с сохранением налаженных прямых связей осуществлено развитие дилерской сети, охватывающей практически все регионы России. На новых, более выгодных для завода, условиях строятся отношения с зарубежными партнерами. Вместе с тем приоритетом для нашего завода является отечественный производитель, его требования качества и надежности выпускаемых подшипников. С этой целью на заводе осуществляется комплексное техническое перевооружение производства. Особое внимание уделяется заготовительному производству, в течение многих лет сдерживающему увеличение производства.
Для решения этой проблемы вновь создано шариковое производство (ранее находилось на ГПЗ-21 - бывшем филиале), организовано токарное производство (филиал в Тверской области).